Правовые отношения в области товарных знаков на территории РФ регулируются Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В соответствии с этим законом:
Статья 1. Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или физических лиц.
Статья 3. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Оценка рыночной стоимости товарного знака, знака обслуживания может проводится:
- при продаже объекта;
- при взносе в уставной капитал;
- при передаче права использования товарного знака, знака обслуживания или торговой марки по договору франчайзинга;
- при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием перечисленных выше объектов интеллектуальной собственности.
Согласно пункта 2.2. Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания утверждённых приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32″О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» Товарный знак — обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарные знаки могут быть словесными (относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания), изобразительным обозначениям( относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости), объёмными (относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур) комбинированным ( относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных) и т.д. Товарный знак — один из объектов промышленной собственности, который выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.
При проведении оценки, оценщик, в соответствии со статьей 3 указанного закона, должен оценить стоимость исключительного права на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, т.е дать стоимостной эквивалент, выраженный в денежной форме, всем преимуществам, которыми обладает владелец товарного знака. Экономические преимущества, которыми обладают товары, продающиеся под известным товарным знаком, состоят в том, что покупатель уверен в качестве товара и доверяет данному производителю. Эти преимущества находят свое выражение в показателях продаж, увеличивая оборот и расширяя круг клиентов — потребителей данного товара.
Именно финансовые показатели производства и продажи товаров являются основой для оценки товарного знака, поскольку оценка производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости товарного знака через определение доходов, получаемых от его использования.
Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки товарного знака (знака обслуживания):
- Свидетельство регистрации товарного знака (знака обслуживания).
- Краткое описание товара (услуги), производимого под оцениваемым товарным знаком (знаком обслуживания).
- Краткое описание рынка товаров (услуг), производимых под оцениваемым товарным знаком (знаком обслуживания).
- Краткое описание коммерческого использования товарного знака (знака обслуживания).
- Бизнес-план коммерческого использования товарного знака (знака обслуживания), с указанием планируемой валовой выручки необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли и т.п. — по годам. Бизнес-план должен быть одобрен руководителем предприятия.
- Затраты, произведенные на создание товарного знака (знака обслуживания).
- Затраты на правовую и другие виды охраны товарного знака (знака обслуживания).
Представленный перечень документов носит предварительный характер и может быть изменен после ознакомления оценщика с Объектом оценки.