В некоторых случаях, например, при продаже компании, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае подлежит оценке стоимость деловой репутации компании (гудвилл). Определение стоимости деловой репутации производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании, находящихся на ее балансе.

Деловая репутация рассматривается — это стоимость нематериальных активов предприятия, не учтённых отдельно в балансе предприятия, или вместе в виде деловой репутации численно равный  величине, на которую стоимость бизнеса предприятия превосходит рыночную стоимость его материальных и нематериальных активов(кроме деловой репутации) отраженных в бухгалтерской отчетности.

Деловая репутация  определяется как капитализация избыточных, по сравнению с среднеотраслевыми, прибылей и  не может быть отделена от действующего предприятия, т. е. не может быть продана отдельно от него:

Необходимость в оценке деловой репутации компании возникает в процессе решения конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данную компанию и обусловлена целью этого использования.

Не учёт стоимости деловой репутации фирмы может привести к значительным потерям, поскольку часто  бизнес теряет в цене если лица или группа лиц, с кем у потребителя или клиентуры ассоциируется деловая репутация фирмы, её покидает и открывает такой же бизнес. Поэтому, при сделках купли-продажи действующего бизнеса, проведение качественной оценки деловой репутации фирмы является необходимым условием выявления справедливой рыночной цены, которая устроит как покупателя, так и продавца бизнеса.

Оценка деловой репутации предприятия – это оценка совокупности тех средств, которые дают потребителю мотивацию приобретать тот или иной товар, что в конечном итоге приносит предприятию сверхприбыль. Любое предприятие обладает репутацией, однако стоимость её, т.е. гудвилл (от англ. Goodwill – «хорошая репутация»), может оцениваться по-разному. Несомненно, гудвилл относится к нематериальным ценностям предприятия, что закреплено статьей 150 Гражданского кодекса Рф. В то же время это единственный вид НМА (нематериальных активов), который не может рассматриваться отдельно от предприятия. Стоимость гудвилла – это сумма, которую готов заплатить покупатель сверх реальной стоимости активов предприятия. В основном, существует два способа оценки гудвилла: 1) оценка избыточных прибылей, т.е. оценка гудвилла, как некой торговой марки или бренда, который дает возможность предприятию получать большие прибыли, нежели оно могло бы получить при торговле небрендовым товаром; 2) балансовый метод, т.е. гудвилл предстает как разница между стоимостью всего предприятия и рыночной стоимостью его активов.

Значение гудвилла может быть как положительным, так и отрицательным. Гудвилл будет отрицательным при том условии, что рыночная стоимость  предприятия окажется ниже балансовой стоимости чистых активов. Положительная деловая репутация (гудвилл) складывается благодаря тому, что стоимость предприятия превышает  стоимость его активов и пассивов. Это значит, что предприятие обладает неким качеством, которое не определяется стоимостью его активов и пассивов. Именно это качество есть совокупность активов, мотивирующая клиентов использовать товары и услуги конкретного предприятия.

Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки стоимости деловой репутации компании (гудвилл):

  1. Бухгалтерская отчетность за последние 3 года (или возможное количество предыдущих периодов), а также бухгалтерский баланс и отчет о прибылях, убытках;
  2. Аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности компании (если есть);
  3.  Перечень основных материальных средств компании на дату проведения оценки;
  4. Информация обо всех имеющихся активах предприятия (недвижимость, акции сторонних организаций, вексели, запасы, патенты, лицензии и т. д.) с расшифровкой и пояснениями;
  5. Расшифровка дебиторской задолженности компании;
  6. Информация о наличии дочерних компаний и финансовая отчетность по ним.

Представленный перечень документов носит предварительный характер и может быть изменен после ознакомления оценщика с Объектом оценки.

 

Яндекс.Метрика